Коридор на сцену
Хотите увидеть театр с изнанки? Тогда отправляемся за кулисы театра Ленсовета!
«Я тебя встречу у служебного», — говорит мне женский голос по телефону. Длинный коридор ведёт в полупустой двор. За дверями в подвал спрятаны маленькие мастерские. «Не стесняйся, заходи!»

Спуск по небольшой лестнице. Яркий тёплый свет в помещении позволяет хорошенько рассмотреть все детали. Комнаты завалены кистями, красками и прочими инструментами для создания декораций. Именно отсюда появляется почти весь реквизит, необходимый для спектаклей. У мастера сейчас обед, но он разрешает поснимать всё, что заинтересует. Итак, добро пожаловать в бутафорскую.
По пути к коридору, который ведёт на узкую лестницу служебного входа в театр, заглядываем в столярную мастерскую. Сильный запах дерева. Стружка рассыпана по полу. Около стен стоят заготовки и каркасы для основных декораций. Одна из таких громад лежит на полу. В этой комнате работа тоже никогда не заканчивается. Вот и сейчас ещё не остывший рубанок стоит на светлом куске дерева, а куртка столяра тихо ждёт своего хозяина с перерыва.
Вся моя семья по образованию юристы, но я ещё в молодости поняла, что театр — это моё. Раньше вместе с мужем постоянно бегали на спектакли, очень нравилось. Сначала в Большом драматическом театре в отделе кадров работала. А в театре Ленсовета я уже 30 лет. Здесь в мои обязанности входит составление репертуара, графика репетиций. Также принимаю заявки актёров на роли, занимаюсь всеми организационными моментами, связанными с труппой, участвую в распределении ролей в спектаклях.

Евгения Попондопуло
Заведующая труппой
Сидим в кабинете Евгении. Стук в дверь. Заходит высокий молодой человек с тёмными волосами и чашкой в руках. Начинается оживлённая беседа. Из неё понимаю, что это актёр которого пригласили на съёмки. Сейчас он договаривается с другими членами труппы о замене своих ролей в спектаклях. «Ну вы же понимаете, не могу отказаться», — произносит парень. Затем он улыбается и быстро скрывается за дверью. Дальше тишину нарушает только звук принтера. «Многие актёры работают где-то ещё помимо театра. Кто-то снимается, кто ещё где. Приходится это учитывать, когда составляешь расписание репетиций» — со вздохом произносит Евгения.

В коридоре бесконечное количество дверей. За каждой из них по вечерам кипит жизнь. По правой стороне расположены гримёрные. Они рассчитаны на четырёх человек — все в равных условиях. Около зеркал лежат разные мелочи: от сценария до фена и расчёски. Актрисы готовятся к спектаклю сами. В гримцех они поднимаются только если необходимо сделать сложную причёску. Костюмы для представления приносят заранее. Их оставляют на вешалках в комнате. Может и это платье ждёт вечернего спектакля?
На противоположной стороне коридора находится женская костюмерная. Вглубь комнаты пробраться трудно, так как она завешана пышными юбками и платьями до самого потолка. У одной из стен стоит шкаф, на полках которого разместились десятки пар обуви. На подоконнике стопкой сложены воротники фреза. Неподалёку замечаю гору из шляп разного фасона. Всё это лишь на текущий репертуар.
Фрез, фреза (фр.) — воротник в виде кольца из ткани и кружев собранный «змейкой», туго накрахмаленный для сохранения формы.
Дальше по коридору — комната с декорациями. Кажется, здесь есть абсолютно всё. Среди этого беспорядка найти нужный предмет не представляется возможным. В этой комнате собрана большая часть реквизита, необходимого для спектаклей: тарелки с фруктами, цветы, гитары, а также множество разных стеклянных бутылок, которые, как признаётся Евгения, приносит весь коллектив. Никогда не знаешь, какая из них понадобится.
По лестнице до самого чердака — поднялись на колосники. Сверху открывается вид на сцену. Медленно продвигаемся по краю деревянного настила. В темноте запинаюсь за верёвки, наталкиваюсь на мешки — хоть бы не упасть. Включается и выключается свет, лампы двигаются вверх и вниз — настройка перед спектаклем. Крупные декорации из бокового кармана сцены неспешно занимают свои места.
Колосники сцены — решётчатый настил над сценой, оборудованный блочными устройствами для смены декораций, подъёма и спуска осветительной арматуры и занавеса.

Боковой карман сцены — помещение для динамичной смены декораций с помощью специальных накатных площадок. Боковые карманы располагаются с двух сторон сцены.
Спускаемся. Вот мы и на сцене. Прохожу под ярким прожектором и смотрю перед собой: зал пуст, мягкие красные кресла тихо ждут гостей. Никакой суеты. Вокруг тишина, которая лишь изредка нарушается репликами декораторов.


Парадные залы тоже пусты. Платья за стёклами ждут вечерних гостей. Подготовка залов к приёму зрителей идёт полным ходом, в одном из них уборщица намывает коричневый паркет до блеска. А тем временем в буфет уже приносят закуски.
Когда не торопишься на спектакль, можно внимательно рассмотреть все даже самые мелкие детали. Обратите внимание на поручни, люстры и даже на ступени. Скорее всего вы, как и я, не замечали их, когда бежали в зал после третьего звонка.
Возвращаемся во двор через узкие коридоры с множеством выходов на сцену. Их количество обусловлено тем, что актёрам необходимо выходить на сцену из разных точек. Проходим мимо зала для отдыха, в котором сейчас лишь контрабас и ящики, подготовленные для гастролей. На стенах висят чёрно-белые портреты — много знакомых лиц.
Двор. Актёры после репетиции спешат по своим делам. Вечером спектакль.