За кадром
«Здравствуйте, меня зовут Дмитрий и я работаю киномехаником. Звучит как приговор , но это не так.»
Театр начинается с вешалки, а кинотеатр - с покупки билетов. Дальше кто-то идёт за попкорном, кто-то за колой, а кто-то сразу заходит в зрительный зал и устраивается поудобнее. Но разве хоть один из этих 400 зрителей задумывается о том, кто сидит в тёмной аппаратной и выставляет настройки, чтобы через пару минут включилось кино?
мальчик, который захотел показывать мультики, а не смотреть
На дворе был 2006 год. Мы всей семьей решили выбраться в кино (это был мой первый поход в кинотеатр), смотрели мультфильм «Лесная братва». До сих пор очень сложно описать свои эмоции: меня впечатляло все - большой экран, мягкие сидения, колонки на стенах. Больше всего меня привлекло маленькое светлое окошко в конце зала, из которого был виден кинопроектор. Тогда я не мог представить, что существует такая профессия - «показывать людям кино». Мультик закончился, я взглянул еще раз в это окошко, и сказал себе: «Я хочу узнать, что там находится». И вот спустя немалое количество времени с уверенностью могу сказать: «Я работаю киномехаником.»
«Иногда у меня бывает плохое настроение, когда всё бесит. Тогда я смотрю через проекционное окно на людей, которые общаются друг с другом на разные темы, думают о чём-то, а потом плавно гашу свет и все они поворачиваются к экрану, забывая на пару часов о своих проблемах. В этот момент забываю обо всём и я, плавно нажимая кнопку "play"»
Сейчас Диме уже далеко не 13, как было в тот день, когда он впервые пришел в кинотеатр. Он каждый день заходит в здание Дома Кино, поднимается на 4 этаж, прикладывает магнитную карточку и заходит в просторную, но очень тёмную аппаратную. Он может рассказать обо всех существующих форматах фильмов (и это я не про MP4!), объяснить, как проецируется кино с плёнки и засыпать разными непонятными словечками вроде «раккорд» или «каше»
Но не это главное. А то, что Дима действительно очень любит свою работу. Приходя рано утром одним из первых в кинотеатр, он не думает о том, что мог бы сейчас нежиться в кроватке (ну, только если иногда!), не мечтает сменить работу, а получается искреннее удовольствие от того, что он делает.
форматы
сейчас я могу вспомнить 5 форматов фильмов. формат, который я имею в виду - это соотношение сторон экрана или отношение длины кадра к высоте. так вот, расскажу про академический, флэт (не кофе) и скоп.
1. Академический
Мать и отец всего кино. Максимально приближен по соотношению сторон к старым ламповым телевизорам 4:3 или 1:1,175. Именно этот формат долгие годы был мировым стандартом для кино.

2. Флэт (Flat)
Появился в нашей жизни сразу после телевидения. Ведь по сути кинозалы раньше не сильно отличались от комнатки, где 20 человек смотрят на маленький квадратик с движущимися картинками, т. е. того же телевизора, а значит нам надо разместить в кинозале больше людей и показать им то, что нельзя увидеть в телевизоре. Так кино немного раздвинуло свои рамки и появился flat, с соотношением сторон 1:1,85.


В мире существует две разновидности формата flat: всемирный (1:1,85) и советский (1:1,77). Последний до сих пор используется кинематографистами африканских стран.
3. Скоп (Scope)
В 50е годы в Америке стал популярен формат панорамы: полукругом ставились три экрана и три проектора, показывали обычно видовые документальные фильмы. Люди вновь перестали ходить в кинотеатры, и тут Фокс решили совместить танковый прицел и и камеру. Угол обзора камеры увеличился, а количество используемой плёнки не изменилось. Так появился Scope (2,35:1). Формат имел невероятный успех, он дал режиссёрам больше простора в кадре, задействовал периферическое зрения, а значит - стёр границу между действием фильма и зрителем.

всеми любимая плёнка
поговорим немного о том, как показывают кино с плёнки
Принцип работы плёночного показа фильма очень прост. Для начала привозят сам фильм на плёнке разобранный по частям в коробках. Чем длиннее фильм, тем больше частей. Далее нужно его собрать в правильной последовательности. У каждой части фильма есть ракорды - это специальные пометки, на которых написано, какая это часть фильма, формат, фонограмма. Ракордов на каждой части по две штуки в начале и в конце. У нас есть два пути: либо крутить с переходами, т. е. мы берём два проектора, заряжаем в них по одной части, показываем первую, ждём специальной метки на экране, включаем второй проектор, тем временем заряжаем третью часть в первый проектор и так по кругу, пока фильм не кончится. Второй вариант прибегнуть к помощи плеттера. Это такая конструкция, состоящая из нескольких дисков диаметров в 1,5 метра на которых можно разместить весь фильм, все 4-5 километра плёнки. Мы отрезаем ненужные части с информацией для киномеханика, наматываем на кольцо, потом пропускаем плёнку через голову плеттера (это набор датчиков и роликов который помогает плеттеру понять, с какой скоростью проектор забирает у него плёнку), затем это все пропускается через десяток роликов и приходит на барабаны проектора. На них есть зубья, которые цепляются за маленькие окошки на краях киноленты (перфорации), и за них он начинает протягивать фильм через проектор, сначала кадр попадает в кадровое окно, где через него проходит луч света от лампы, затем это луч проходит через объектив и попадает на экран. Вуаля, мы видим Райна Гослинга или Леонардо Ди Каприо, но они пока молчат. Плёнка успокаивается после проекции и попадает в звукочитающую систему. Затем на пути плёнки встречается ещё десяток роликов и она возвращается на другой блин плеттера после конца фильма нам останется переставить голову на новый блин и можем снова крутить кино.
Climbers on Mount Rainier
плёнка или цифра?
Я выбираю плёнку. Почему? Во-первых, ты можешь в прямом смысле «потрогать фильм». Во-вторых, в плёнке мне нравится текстура и зернистость, цветопередача плёнки и цифры никогда не сравнится. Не зря же фестивальное кино до сих пор снимают именно на плёнку, пусть это и дороже? Все эти потертости, зернистость и другие, на первый взгляд, дефекты делают плёночное кино намного более живым, что ли. Конечно, чтобы показать фильм с плёнки в кинотеатре должно быть необходимое оборудование, от использования которого многие отказываются в силу большей практичности цифрового кино. Но это не отменяет того факта, что, когда берешь в руки плёнку, чувствуешь душу снятого фильма и всё, что вложил в эту работу вложил режиссёр. И кнопкам и мониторам компьютеров этого чувства никогда не передать.

Дмитрий Галилеев
наш проводник в мир кино