цыганская кровь или желание жить

Маленький город на побережье Чёрного моря. Cолёный воздух, крики чаек и я, маленькая шестилетняя девочка, иду с мамой по пустой улице. Неожиданно на витрине магазина вижу пуанты и уговариваю зайти внутрь. Пуанты мы так и не купили, танцевать не научилась, но хоть побывала на репетиции балетной школы...
На третьем этаже старого петербургского дома, в бывшей квартире, теперь балетные залы с зеркалами на всю стену. Нас встречает улыбчивая брюнетка и указывает рукой на зал, где должно пройти занятие и говорит: «Только обувь снимите, в носочках, а то полы мраморные».

В небольшом закутке у окна притаилась пианистка. На её плечи накинут цветастый платок, руки лежат на коленях, лица не вижу. Две молодые балерины начинают разминаться. Одной из них на лет 17, другой лет 20. Та, что помоложе, встаёт на пуанты: «Не могу делать эти штуки, страшно!».

раз, и два, и три, и сток, крестом и сразу повернулись
Алёна Виденина окончила Академию русского балета имени Вагановой, танцевала в труппе Ролана Пети, стала солисткой Михайловского театра. Она влетает в танцевальный зал и сразу же начинает звучать музыка, балерины быстро оказываются за станком. «Ну что, девочки, начали, в плие!». Шаги лёгкие и пружинистые, руки немного позади бёдер, прямая осанка, длинная шея, маленький чёрный хвостик на затылке, мимолётная улыбка на щеках. Худые руки поднимаются над головами. На щеках семнадцатилетней девушки постоянно мелькают ямочки. Она смущается и старается не смотреть в камеру. «Раз, и два, и три, и сток, крестом и сразу повернулись» – выкрикивает Алёна. Прямые ноги оказываются то впереди, то позади корпуса.
Как только девушки начинают танцевать, сразу замечаю, насколько они разные. Одна делает упор на технику, движения больше похоже на механические, старается, как отличница. Другая встаёт на пуанты и делает шаг. В этом шаге есть и лёгкость, и женственность, и вопросительность. Они танцуют «Эсмеральду» - историю любви цыганки и молодого французского офицера. На протяжении всей постановки у них на пути стоит король, церковь, несправедливость, смерть. И, конечно, побеждает любовь.
Алёна подходит к ним и музыка останавливается:
«Мы идём, не крадёмся, а такой разочарованной походкой, в этих шагах нет силы, сила есть в глазах, давайте со мной». Пальцы пианистки вновь начинают скользить по клавишам и музыка, уже не просто музыка, а фон для какой-то любовной истории. «Всё что у тебя осталось – это твоя вера». Алёна, кажется, не идёт, а парит над полом. Её подбородок высоко поднят над головой, руки откинуты назад, ноги с вытянутым носком ступают аккуратно, она протягивает руку и неожиданно шагает назад. «Вы должны показать ему, что в своём выборе не уверены. Эти ноги – ваше сердце, они отражение вашего чувства». Музыка, то замедляется, то ускоряется. «Тело должно вас слушать настолько, чтобы вы могли передать динамику». В прыжке они похожи на красивых птиц, и только глухой стук пуант о пол превращает их обратно в людей. Девушки выплёскивают в танце всё наболевшее. В их руках появляется то невидимый бубен, то венок из цветов. Изгиб их тел напоминает ветви молодого дерева, которые наклонились под тяжестью первого снега.
Балерины замирают, пианистка опять кладёт руки на колени, а Алёна поворачивается к нам:
«На сегодня всё, вам понравилось?». Потом подходит к Ксюше посмотреть фотографии и с замечанием «одна фотография, наверное, подойдёт» прощается с нами.

Мы выходим на мороз. Пока идём к станции метро, проходим мимо ресторана. До нас доносится, кажется, музыка Чайковского. Немного приостанавливаюсь и вспоминаю ту молодую балерину, себя в шесть лет, когда мечтала встать на пуанты и думаю: «Балет можно чувствовать по-разному, необязательно уметь его танцевать».

основные позиции ног в балете
1
поставьте ваши пятки вместе и разведите носки
2
встаньте в первую позицию и немного расставьте свои ступни так, чтобы пятки не касались друг друга
3
для выполнения третьей позиции ног поставьте одну ступню впереди другой, передняя нога должна касаться середины пуанты задней ноги
4
встаньте в пятую позицию , а затем переместите вашу переднюю ногу чуточку вперёд
5
пятое положение ног идентично третьему, однако нога спереди ставится наискосок так, что пальцы передней ноги касаются пяток задней ноги
пританцовывали
Стефания Квятковская (текст и вёрстка) и Ксения Зайцева (фотографии и видео)